Священномученик ИОАСАФ (Жевахов), епископ Могилевский и Минский

День памяти: 4 декабря (21 ноября по с/с) – мученическая кончина в 1938 г.

икона Иосафа епископа Могилевского

 Тропарь, глас 3:

Церкве Русския столпе непоколебимый,/ благочестия правило,/ жития Евангельскаго образе,/ священномучениче Иоасафе,/ Христа ради пострадавый даже до крове,/ Егоже моли усердно,/ яко Начальника и Совершителя спасения,/ Русь Святую утвердити в Православии/ до скончания века.

Молитва

О, избранниче и угодниче Христов, священномучениче Иоасафе, Церкве Русския столпе непоколебимый, земли нашея благое прозябение и красный плод, сродников твоих предстателю и наставниче! Ты во время гонения безбожнаго от сокровищницы души твоей спасительное исповедание Православныя веры изнесл еси и людем верным пастырь добрый явился еси, душу твою за Христа и Его овцы полагая и лютыя волки далече отгоняя. Ныне убо призри на нас, недостойных чад твоих, умиленною душею и сокрушенным сердцем тя призывающих. Умоли Господа Бога, да простит согрешения наша и избавит от адовых уз и вечнаго мучения. Утверди нас в вере святей, научи нас всегда творити волю Божию и хранити заповеди церковныя. Буди пастырем нашим правило веры, воином вождь духовный, болящим врач изрядный, печальным утешитель, гонимым заступник, юным наставник, всем же благосердый отец и теплый молитвенник, яко да молитвами твоими соблюдется в Православии Святая Русь и непрестанно славится в ней имя Пресвятыя Троицы, Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Житие

епископ Иосаф Жевахов

Будущий священномученик Иоасаф (в миру Жевахов, князь Владимир Давидович), родился 24 декабря 1874 года в родовом имении Линовица Полтавской губернии, в семье благочестивых князей Давида Дмитриевича и Екатерины Константиновны Жеваховых. Он принадлежал к русской ветви древнего грузинского рода князей Джаваховых, которые считали своим родоначальником Картлоса — внука Иафета, первого владетеля Кавказа и родоначальника грузин. Его потомок Джавах I, царь Джавахетии, живший за несколько веков до Рождества Христова, и дал имя роду Джаваховых. В XVIII столетии князь Шио (Семен) Джавахов вышел из Грузии с собственным отрядом в свите царя Вахтанга.

В 1738 году он принял русское подданство, получив княжеский надел в Новороссийской губернии. Он-то и положил начало российской ветви древнего княжеского рода, который по-русски стал именоваться Жеваховы.

Святитель Иоасаф Бегородский, родственник священномуч. Иоасафа (Жевахова)

Святитель Иоасаф Белгородский, родственник священномуч. Иоасафа (Жевахова)

В семье Жеваховых было четверо детей: два сына-близнеца — Николай и Владимир — и две дочери — Любовь и Варвара. Предки князя Жевахова были из древнего грузинского рода князей и состояли в родстве с семейством Горленко, давшем России Святителя Белгородского Иоасафа.

Один из сыновей князя Семена Джевахова (отставной майор) Спиридон Семенович был женат на племяннице матери святителя Иоасафа, Марии Даниловне Горленко. Второй раз род Жеваховых пересекся с родом святителя Иоасафа несколько позже. Дед Николая и Владимира Жеваховых, князь Дмитрий Михайлович, был женат на Любови Давидовне Горленко, прадед которой был двоюродным братом святителя.
В 1899 году Владимир окончил юридический факультет Киевского университета Св. Владимира. В 1900 году поступил на службу в Киевскую судебную палату. С 1902 по 1914 год избирался на каждое новое трехлетие почетным мировым судьей по Киевскому уезду, что свидетельствует о доверии к нему простого народа.

Братья Жеваховы

Братья Жеваховы

С октября 1908 года князь Владимир Жевахов — член Православного миссионерского общества, член-учредитель Камчатского православного братства, основанного иеромонахом Нестором (Анисимовым, позже митрополитом).
В 1910 году указом Священного Синода Владимир Жевахов был назначен членом комиссии по устройству раки для Честных Мощей святителя Иоасафа Белгородского, к тому же был активным ктитором, много жертвовал на нужды Церкви.

Дело жизни — Зверинецкие пещеры

Получив благословение митрополита Киевского Флавиана (Городецкого), осенью 1911 года Владимир Жевахов взял в аренду у инженерного ведомства участок земли в Киеве под названием «зверинец», где находился древний пещерный монастырь, более ранний, чем Киево-Печерская Лавра, и в августе 1912 года на свои средства начал раскопки.

Звериницкие пещеры в Киеве

Зверинецкие пещеры в Киеве

В конце XIX века во время оползня на одном из киевских склонов были найдены древние Зверинецкие пещеры. Князь Жевахов посетил эту историческую находку, и здесь состоялось его знакомство с насельником Свято-Троицкого Ионинского монастыря игуменом Валентином, который в то время занимался раскопками и был первым хранителем Зверинецких пещер.

Древняя святыня сохранилась в своем первозданном виде — благодаря тому, что пещеры были засыпаны, правда, вместе со своими обитателями, во время одного из нашествий иноплеменников. Увиденное глубоко поразило сердце князя Владимира. Он решил во что бы то ни стало возродить эти пещеры.

Вместе с игуменом Валентином он энергично принялся за дело. Пригласил специалистов археологов, которые исследовали пещеры, провели раскопки. Были изданы книги, повествующие об этой древней святыне. Так, один из авторов, профессор Иван Каманин относил пещеры еще ко временам Крещения Руси, считая, что их основателями были греческие монахи, а одними из первых игуменов — некоторые будущие иерархи Русской Церкви.

church_800Интересно, что в пещерах сохранилась нетронутой, неперестроенной древняя церковь, на стенах которой написаны имена игуменов этого монастыря. В нише над жертвенником в пещерной церкви есть надпись: «Игумени Зверинстии» и перечень из восьми имен. Именно поэтому мы знаем, что это были не просто погребальные пещеры, а целый монастырский комплекс, который существовал достаточно продолжительное время, так как за это время успели смениться 8 игуменов, и название его – Зверинецкий монастырь.

Благодаря стараниям князя Владимира Жевахова над пещерами была построена церковь в честь Рождества пресвятой Богородицы. При его поддержке и содействии скит получил официальный статус, собралась братия.

Постриг, сан, ссылка, расстрел

Когда начались революционные события, князь Жевахов понял, что в своем статусе он не сможет больше полноценно трудиться на благо Церкви Христовой. И по благословению Святейшего Патриарха Тихона он принимает в Ионинском монастыре монашеский постриг, а через некоторое время становится епископом Русской Церкви.

Мы знаем, что за время гонений было уничтожено около 100 тысяч священников и епископов. То есть было выбито несколько поколений служителей алтаря, и стать архиереем в то время значило обречь себя на заточение, гонения, на унижение и скорби. Но князь Жевахов, будучи очень ревностным и горящим в вере человеком, пошел на этот подвиг.

Постриг он принял с именем своего родственника, святителя Иоасафа Белгородского. За время своего архиерейского служения всего около года он был правящим архиереем. Все остальное время провел в ссылках, лагерях, тюрьмах.

До 1917 года князь Жевахов состоял на государственной службе в звании статского советника и неоднократно исполнял обязанности вице-губернатора.

Все время революции и гражданской войны князь Жевахов провел в Киеве, в доме своей матери.

В 1919 году, в самое страшное время, братьев Жеваховых приютил игумен Зверинецкого скита в благодарность за пожертвования. В 1924 году Владимир Жевахов был впервые арестован и семь месяцев провел в тюрьме Киева. 26 декабря 1924 года в основанном им Зверинецком ските епископом Уманским Макарием (Кармазиновым) он был пострижен в монашество с именем Иоасаф и рукоположен во иеромонаха. Через полтора года, 6 июля 1926 года, митрополит Сергий (Страгородский) хиротонисал его в Нижнем Новгороде во епископа Дмитриевского, викария Курской епархии. Однако вскоре святитель был арестован и с августа 1926 года по исход 1929 года находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). После лагеря он три года провел в ссылке в Нарымском округе (Восточно-Сибирский край). По возвращении из ссылки 29 июня 1936 года назначен епископом Могилевским. Ему было поручено управлять и Минской епархией. 16 октября 1936 года он был арестован и выслан в г. Боровичи Новгородской области, но в следующем году его освободили, направили в Белгород.

В 1937 году был арестован УНКВД по Курской области по обвинению в руководстве контрреволюционной организацией церковников. 4 декабря 1937 года осужден тройкой УНКВД по Курской области и в тот же день расстрелян.

Расстрелян, но не забыт

Никто не думал, что имя репрессированного и расстрелянного епископа вновь станет известным. Так же, как никто не думал и о том, что древние Зверинецкие пещеры когда-либо вновь будут явлены православным христианам.

В советское время они были в запустении, но милостью Божьей сохранились. В середине 1990-х братия Ионинского монастыря, как и когда-то до революции, приступила к их возрождению.

Когда начались работы по возобновлению на Зверинцé монашеской и литургической жизни, мы стали интересоваться историей – исследовать архивы, собирать материалы. И, естественно, имя князя Владимира Давидовича Жевахова не могло укрыться от внимания.

При изучении подробностей жизни священномуч. Иоасафа стала вырисовываться его сложная и величественная биография. Только тогда все увидели, какой это светильник Церкви, какой столп веры.

Из протоколов НКВД поражает, насколько мужественно этот человек держался на допросах. Ни одного обвинения, которые ему предъявлялись, он не признал, ни одного человека не оговорил, ни одного имени не назвал. И с полным мужеством, полным упованием на Бога он пошел на расстрел.

20 мая 1990 года Иоасаф, епископ Могилевский, указом Президиума Верховного Совета СССР был реабилитирован.

21 февраля 2002 года к высокопреосвященному Максиму, архиепископу Могилевскому и Мстиславскому, обратились наместники Свято-Троицкого Выдубицкого монастыря и Скорбященского Звериницкого скита г. Киева архимандриты Иона и Кассиан с просьбой поддержать их ходатайство о канонизации в лике священномучеников строителя, попечителя и благодетеля их монастыря святителя Иоасафа, приложив при этом собранные ими материалы для канонизации священномученика. Архиепископ Максим написал рапорт и оправил эти материалы в Патриархию.

17 июля 2002 года (уже после смерти владыки Максима) Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был канонизирован в лике священномучеников епископ Могилевский Иоасаф (Жевахов).

24 июля/ 6 августа прославление священномученика Иоасафа соединилось с торжеством памяти Святителя Могилевского и Белорусского Георгия.

Согласно Положению о канонизации святых, священномученик Иоасаф, епископ Могилевский, одновременно прославляется и в Украинской Церкви, и в Российской, и в Белорусской (по месту его рождения, подвигов и кончины).

Дивен Бог во святых Своих…

Зверинецкий монастырь в наши дни

Зверинецкий монастырь в наши дни

КСТАТИ. В ныне возрожденном Киевском Архангело-Михайловском Зверинецком монастыре в честь двух Иоасафов — Белгородского и Могилёвского — освящен нижний храм.

 

Просмотры (1039)

Комментирование запрещено