Священномученик ПАВЛИН (Крошечкин), архиепископ Могилевский

Дни памяти:
3 ноября (21 октября по с/с) – мученическая кончина в 1937г.
16 августа (3 августа по с/с) – прославление в 2000 г.

image0023

Тропарь, глас 2:

Веры Православныя непорочный блюстителю/ и заповедей Христовых усердный исполнителю,/ священномучениче Павлине,/ Христа всем сердцем возлюбив,/ паству твою добре упасл еси./ В хладней Сибири мученическую смерть приял еси, / венцем славы украсился еси/ и в вечной славе пребывая,// моли спастися душам нашим.

Молитва

О, священномучениче Христов Павлине! Услыши слезныя молитвы чад твоих и воздыхания наша, сердцами сокрушенными и смиренными приносимыя. Се бо беззаконии омрачихомся и того ради бедами, яко тучами, обложихомся. Но ты, святе Павлине, понеси яко сильный немощи наша, не отлучайся от нас духом, да не разлучимся вконец от любве Божия. Призри милостивно на предстоящия и молящияся пред святою иконою твоею и прошения коегождо яже ко спасению исполни. Веруем бо, яко ты ради страданий за Церковь Божию, Отечество наше и Христоименитыя люди велие дерзновение ко Господу имаши. Умоли благость Его, да укрепит ны в Православии и единомыслии, а наипаче в непоколебимом исповедании Живоначальныя Троицы и Спасителя мира, Сына Божия, Христа Бога нашего, во плоти пришедшаго, спасшаго нас на кресте, воскресшаго, ко Отцу возшедша и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым. Паки просим тя, предстательствуй пред Богом за паству твою и вся православныя христианы, да дарует Господь архипастырем и пастырем нашим духовное трезвение и ревность о спасении своем и врученныя паствы, страну нашу в мире и благоденствии соблюдет, правителем дарует суд и правду, а всем нам братолюбие и любовь. Милостивый святителю, яви ныне всем требующим твоея помощи исцеление душ и телес, мирное устроение, от клеветы и обид заступление. Да тако мы днесь и чрез все житие, твоею помощию спасаеми, восхвалим Подвигоположника Иисуса, Сына Божия. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Святым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Житие

свящмуч. ПавлинБудущий священномученик Павлин (в миру Петр Кузьмич Крошечкин), родился 19 декабря 1879 года в Пензенской губернии в крестьянской семье. Он рано лишился отца и был воспитан благочестивой матерью. Их дом был приютом для странников. После посещения вместе с родительницей Саровской пустыни в сердце мальчика возгорелось желание иноческой жизни. И в 1895 году 16-летний Петр поступает в Саровскую обитель. Затем он перешел в Николо-Бабаевский монастырь.

Однако тяга к знаниям привела юношу в Москву. Он поступает в число братии Новоспасского монастыря и в течение одного года оканчивает курс Духовной Семинарии.

В 1916 году послушник Петр окончил курс Московской Духовной Академии. В Новоспасском монастыре он прожил 17 лет и там принял постриг с именем Павлин. В 1920 – 1921 годах он являлся наместником Новоспасского монастыря.

2 мая 1921 года отец Павлин был хиротонисан в епископа Рыльского, викария Курской епархии. Владыка неустанно объезжал Курскую епархию, укрепляя позиции Православия в борьбе с обновленчеством.

С 1926 по 1933 годы владыка занимал сначала Пермскую, а затем Калужскую кафедры. Всегда был прост в общении и доступен. Он любил петь церковные песнопения вместе с народом, приучая паству к сознательному произношению слов молитвенных. Его очень любил простой русский народ. Владыка был незлобив, как дитя. Никогда его не видели гневающимся, и терпение его было удивительно, а смирение и кротость — достойны преклонения. Если он видел, что кто-то раздражался на него, то не мог успокоиться, пока не испросит прощения у этого человека. Имел святитель «сердце милующее ко всякой твари…» Так, в своем садике он построил мостик через дорожку, по которой проложили тропу муравьи, чтобы случайно не наступить на них.

Когда осенью 1926 года среди епископата обсуждали возможность тайного избрания Патриарха, владыка, бывший инициатором этой идеи, взял на себя практическое руководство проведением выборов. Он объезжал епископов по всей России, собирая подписи. К ноябрю 1926 года имелись уже подписи 72-х епископов под актом избрания священномученика митрополита Кирилла (Смирнова) (память 7 ноября) Патриархом.

Находясь тайно с этой миссией в Москве, владыка был внезапно арестован. И хотя документы не попали в ГПУ, последовала волна арестов тех епископов, которые поставили свои подписи под актом избрания Патриарха. Год владыка пробыл в одиночной камере. Впоследствии он называл тюрьму своей «второй Академией». 9 апреля 1927 года владыка был освобожден, вслед за освобождением митрополита Сергия (Страгородского), который вскоре издал свою печально известную Декларацию.

В 1930 году владыка Павлин был назначен на подмосковную Калужскую кафедру, куда относилась и Оптина Пустынь. Возрадовался святитель сему назначению: «Зде покой мой, зде вселюся».

В 1933 году Господь призвал его на Могилевскую кафедру, где владыка с любовью был встречен. Святитель трудился здесь, как и в других епархиях, ревностно исполняя свое архипастырское назначение. Спутницей в его жизни была его благочестивая мать. Материнским сердцем монахиня Евдокия предчувствовала грядущую скорбь и в сонном видении была уведомлена, что Могилев для них будет могилой.

И действительно, 3 октября 1935 года владыка Павлин был арестован и помещен в Могилевскую тюрьму. Ему предъявили обвинения в преступлениях, которых он не совершал. Затем перевели в тюрьму Минска. На суде владыка исповедовал свою веру в Бога и отверг все клеветнические обвинения. После этого он был отправлен в концлагерь.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В 1937 году владыка Павлин, архиепископ Могилевский и Мстиславский, был приговорен к расстрелу и 3 ноября этого же года расстрелян. В 1969-м архиепископ Павлин (Крошечкин) посмертно реабилитирован. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в числе новомучеников Российских был канонизирован и архиепископ Могилевский Павлин.

Из книги «Мученический и исповеднический подвиг Могилевских святителей XX века» священника Феодора (Кривоноса)

Святитель Павлин (Крошечкин) совсем не долго пробыл в Белоруссии, но много потрудился над разрешением сложной проблемы устранения разногласий в местной церковной жизни. Действовать приходилось уже значительно осторожнее. Приближался 1937 год. НКВД через свою агентуру тщательно следило за всяким движением представителей различных церковных течений к объединению, расценивая подобные стремления как попытку создания мифического «церковного контрреволюционного блока» Поэтому Св. Павлин старался быть очень осмотрительным. Арестованный вместе с ним свящ. Павел Кернажицкий на допросе 9 октября 1935 г. рассказывал, что владыка проводил свою работу «настойчиво и полулегально, кабинетным путем обрабатывая отдельных священников и присоединяя их к Патриаршей ориентации. В последнее время он таким путем присоединил ряд лиц из обновленчества… а так же и из автокефалии». Для того, чтобы облегчить процесс воссоединения Св. Павлин его упростил. Если раньше каждый из присоединявшихся всенародно отрекался в храме от своей бывшей юрисдикции, то теперь, совершалась только исповедь.

Вскоре, вероятнее всего через своего послушника Серафима Кротова, свт. Павлин сумел провести тайные переговоры епископом Бобруйским Филаретом (Раменским), договорившись об упразднении автокефалии. Об этом он составил докладную записку на имя митрополита Сергия (Страгородского) и отправил ее в Москву. Каким-то образом о рапорте Св. Павлина узнали в НКВД. Когда владыку арестовали, главное обвинение, предъявленное ему, заключалось в том, что он вел работу по созданию т.н. «единого церковного контрреволюционного блока».

В протоколе допроса за 8 октября 1935 г., прочитывается интересный диалог, происшедший между архиепископом Павлином (Крошечкиным) и следователем. Обратимся к протоколу.

«Вопрос: Признаете ли Вы себя виновным в том, что Вами в контрреволюционных целях проводилась организационная и практическая работа по созданию единого церковного контрреволюционно блока?Ответ: Виновным себя в этом не признаю.

Вопрос: Как же можно расценить Ваше обращение к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя о присоединении к Вам Белорусской Автокефальной Церкви как не попыткой создания такого блока?

Ответ: Мое обращение к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя было вызвано исключительно религиозной заботой о спасении запрещенного епископа Филарета и его верующих.

Вопрос: Вы это делали по просьбе епископа Филарета, возглавляющего в Белоруссии Автокефальную Церковь?

Ответ: Нет, я это делал по своей личной инициативе и как свое мнение.

Вопрос: Что Вас побудило обратиться в Москву о присоединении Автокефальной Церкви, раз Вы на это не имели согласия епископа Филарета?

Ответ: Религиозная забота о епископе Филарете».

Не желая выдавать епископа Филарета, свт. Павлин сделал вид, что рапорт митрополиту Сергию (Страгородскому) был составлен им без всякого обсуждения с этим архиереем. Чего, конечно же, быть не могло, и это понимали в НКВД. Но архиепископ Павлин остался непреклонен и ни единым словом не выдал епископа Филарета (Раменского), зная его малодушие.

Один из допросов свт. Павлина был произведен 28 ноября 1935 года. Вот выдержка из него:

«Вопрос: Говорили ли Вы с митрополитом Сергием об объединении всех церковных ориентации в БССР?

Ответ: В 1934 г. я говорил Сергию, что если бы епископ Филарет покаялся, то хорошо было бы его принять в Патриаршую Церковь.

Вопрос: Что на это Вам сказал Сергий?

Ответ: Сергий мне сказал, что дело в Филарете.

Вопрос: Велись ли Вами разговоры с епископом Филаретом о его покаянии и присоединении к Патриаршей Церкви?

Ответ: Никакие переговоры на эту тему с Филаретом не велись.

Вопрос: Чем же тогда вызвана Ваша докладная записка на имя Сергия о присоединении к Патриаршей Церкви Белорусской Автокефалии во главе с епископом Филаретом?

Ответ: Желанием спасения Филарета и его паствы от запрещения.

Вопрос: В Вашем ответе явное противоречие. Ведь, Сергий Вам сказал, что дело в Филарете, а Вы, не спрашивая Филарета, пишите Докладную записку с ходатайством о его присоединении: как же это объяснить?…»

На этот вопрос от архиепископа Павлина (Крошечкина) в НКВД так и не получили ответа. Он остается загадочным и для нас. Кроме достаточно убедительного предположения об упразднении автокефалии, в 1927 г. возникшей в Минской епархии, мы мало что можем сказать о тех событиях, которые сопутствовали ее ликвидации. Как конкретно всё происходило — покрыто таинственной завесой истории, современники которой далеко не все из своих чаяний и дел доверяли письменному слову.

Лишенный свободы 2 октября 1935 г., свт. Павлин более шести месяцев находился в предварительном заключении, сначала в Могилеве, а потом — в Минске.

Выездной сессией Специальной Судебной Коллегии Верховного Суда БССР, состоявшейся в Минске 19—21 апреля 1936 г., его приговорили к заключению в концлагерь сроком на 10 лет.

Он томился в Ново-Ивановском отделении Сиблага НКВД. Постановлением Особой Тройки Управления НКВД Западно-Сибирского края от 28 октября 1937 года архиепископа Павлина (Крошечкина) постановили расстрелять. Святитель был убит 3 ноября того же года.

Просмотры (585)

Комментирование запрещено