Священномученик МИТРОФАН (Краснопольский), архиепископ Астраханский и Белорусский

День памяти: 6 июля (23 июня по с/с)– мученическая кончина в 1919 г.

свящмч. Митрофан КраснопольскийТропарь, глас 4:

От юности твоея заповеди Господни добре сохраняя,/ Богови во всяком долготерпении благоугождал еси,/ ревнуя о благоустроении и процветении Церкве Православныя,/ да прославится Отец Небесный во чадех ея,/ и в годину лютых гонений на веру святую исповедник безстрашен явился еси,/ за Христа мученическую кончину прияв,/ и ныне предстоя Престолу Святыя Троицы/ молися, святителю отче Митрофане,/ о всех любовию чтущих святую память твою.

Кондак, глас 5:

Исповедниче веры Православныя,/ благочестия ревнителю и чистоты,/ священномучениче отче Митрофане,/ пастырь добрый и трудолюбивый материю Церковию явлен был еси/ и волков, разорити ю грядущих, не убоявся,/ душу твою за чада ея положил еси, злобу диавола Христовою любовию побеждая,/ темже и нам помози, молим ти ся,/ в терпении Евангельстем стяжати души наша.

Радуйся, священномучениче Митрофане, светозарный светильниче, и о Церкве Христовой усердный молитвенниче.

Молитва

О, священномучениче и исповедниче Христов Митрофане! Услыши слезныя молитвы чад твоих и воздыхания, сердцем сокрушенным и смиренными приносимыя. Се бо беззаконии омрачихомся и того ради бедами, яко тучами, обложихомся. Но ты, святе Митрофане, понеси, яко сильный, немощи наша, не отлучайся от нас духом, да не разлучимся в конец от любве Божия. Призри милостивно на предстоящия и молящияся пред святою иконою твоею и вся прошения их во благое исполни. Ты пред лицем лютых врагов Христовых Истиннаго Бога дерзновенно исповедал еси даже до смерти, молитвою своею укрепи нас, малодушных, да и мы всегда и всюду противостанем духу безбожия и льсти.

Веруем бо, яко твоих страданий ради за Отечество и люди российския велие дерзновение ко Господу имаши. Его же умоли со святителем Тихоном, патриархом Всероссийским, да избавит нас многомилостивый Господь в сии наступившия дни от обольщения богомерзкаго и злохитраго антихриста, близ грядущаго, подаст нам крепость и мужество твердаго исповедания имени Божия Святаго, да страха ради диавольскаго не отступим от Спасителя и Искупителя нашего, от святой его Церкви, но да укрепит нас Господь в Православии и единомыслии даже до смерти исповедати веру нашу.Многомилостивый Господь да сохранит твоим предстательством в мире и безмятежии страну нашу, да укрепит Святую Церковь нашу Православную, да не оскудеет она истинными пастырьми, добрыми делательми, право правящими слово Евангельския истины, да подаст им ревность о спасении пасомых. Наипаче же моли Господа сил, да возродится Русская земля святым покаянием и единым сердцем и едиными усты прославит дивнаго во святых своих Бога,  Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Житие

епископ Митрофан КраснопольскийБудущий священномученик Митрофан  (в миру – Дмитрий Иванович Краснопольский) родился 22 октября 1869 года в слободе Алексеевка Бирюченского уезда Воронежской губернии в семье рабочего кирпичного завода. Мать будущего святителя происходила из семьи сельского псаломщика и еще до рождения молилась Царице Небесной о даровании ей сына, который пошел бы по духовному пути. Дмитрий Краснопольский закончил Воронежскую Духовную Семинарию, женился, был рукоположен во диакона и стал служить в Воронежской губернии. Но меньше чем через три года он овдовел и тогда целиком посвятил себя служению Церкви.

Отец Дмитрий поступил в Киевскую Духовную Академию, и на третьем курсе был пострижен в монашество с именем Митрофан. Будучи иеромонахом, он служил в Киеве в Киево-Братском монастыре и в Иркутске в Иркутской Духовной Семинарии, куда был назначен инспектором. Вскоре в сане архимандрита его посылают возглавить Могилевскую Духовную Семинарию.

14 лет в жизни будущего священномученика Митрофана было связано с его пастырскими трудами на белорусской земле.

25 января 1907 года он стал епископом Гомельским, викарием Могилевской епархии. 3 ноября 1912 года был утвержден епископом Минским и Туровским. Так же, как и в Гомеле, на новой кафедре святитель горячо отстаивал интересы Православной Церкви и населения края против усилившейся, после революционных событий 1905–1907 годов, католической пропаганды. За эту непоколебимую позицию духовенство Минска называло владыку «стойким борцом за православно-русское дело».

Множество благостных начинаний за столь незначительное время своего пребывания на Минской кафедре удалось владыке претворить в жизнь. Епископ Митрофан уделял большое внимание улучшению церковно-школьного дела, посещал самые отдаленные приходы, которые до него никогда не посещались архиереями. Всюду проповедовал, был доступен, вникал в нужды любого обратившегося к нему человека. Владыка отличался не показной благотворительностью. Сохранились воспоминания, что святитель не раз расплачивался за бедных семинаристов, которым только за их бедность грозило увольнение. С благословения святителя каждый год в Минске проводился трезвенный крестный ход. Был освящен специальный вагон трезвости, на котором духовенство объезжало города и веси Беларуси с проповедью против пьянства, раздавая литературу.

Сознавая, как важно для каждого верующего человека знание духовной истории своего края, его духовных традиций, местных святых, епископ Митрофан поставил на должную высоту в народе память небесных покровителей епархии: святых святителей Туровских Кирилла и Лаврентия, а также святого мученика младенца Гавриила, убитого иноверцами. Благодаря стараниям владыки была написана икона Минских святых. Затем было решение создать в центре Туровской епархии величественный каменный храм в честь святителя Кирилла. Но этому помешала начавшаяся в августе 1914 года Первая мировая война.

В условиях военного времени епископ Митрофан развернул широкую благотворительную деятельность по оказанию помощи мирным жителям, оставшимся без крова, а также по организации епархиальных лазаретов для раненых. Архипастырь часто ездил на фронт и не раз попадал под вражеский обстрел, проявляя в таких ситуациях чудеса выдержки и спокойствия. За особую деятельность по обстоятельствам военного времени епископ Митрофан был награжден орденом Святого Благоверного Князя Александра Невского.

11 июля 1916 года последовало назначение епископа Митрофана на Астраханскую кафедру. Через месяц новый архипастырь Астраханской епархии прибыл к месту своего служения. 14 августа владыка совершал первую Литургию в Успенском соборе и произнес пламенную проповедь, не оставившую равнодушной ни одного из присутствовавших в соборе. Астраханский протоиерей Николай Пальмов так отзывался впоследствии о речи владыки: «Много на своем веку слышал я ораторов церковных и светских, многие вызывали у меня слезы, но такого оратора слышал я впервые: образность, темперамент, сила эмоции, глубочайшая вера в помощь Божию захватили меня до такой степени, что я готов был в благодарность пасть к его ногам».

Архипастырь поистине пламенел душой к каждому делу. Маловажных дел для него не существовало. Вот собственные слова святителя, выражавшие его внутреннюю жизненную позицию: «Кто любит свое дело, тот быстр и решителен в своих поступках, он весь в напряжении, кипит, как в огне, и дело горит в его руках. Это огненные души, не знающие отдыха и устали. Препятствия их не устрашают и не останавливают, но еще сильнее возбуждают их энергию и мощь. Как огонь, чем больше встречает горючего материала, тем сильнее воспламеняется, так и эти неутомимые борцы, чем больше у них работы, тем кипучее и напряженнее становится их деятельность».

Как и в Минской епархии, архипастырь продолжил дела благотворительности, боролся против сектантства. За короткое время владыке удалось объехать всю Астраханскую епархию.

…В 1918 году случился серьезный конфликт между владыкой Митрофаном и его викарным епископом Леонтием (Вимпфеном) по причине различных взглядов на отношение к советской власти и декрет об отделении Церкви от государства (епископ Леонтий этот декрет одобрял). Епископа Леонтия, оказавшегося на грани запрета на служение, прочили на место владыки Митрофана, советская власть активно пыталась играть на противоречиях и раздуть «церковную революцию». Но революции не произошло, епископ Леонтий урезонил своих поклонников и был лишен должности викария.

В 1919 году в день праздника Благовещения владыка служил в Благовещенском монастыре, где во время проповеди коснулся «погибших в результате ненужных и бесполезных действий гражданских властей». После Литургии им была отслужена панихида по невинноубиенным. Несомненно, это был очень смелый в создавшейся обстановке шаг. Владыка легко мог быть сам обвинен в контрреволюции и расстрелян. Он прекрасно понимал это, но не мог сойти с избранного им пути. 8 июня владыка Митрофан был арестован по обвинению в «белогвардейском заговоре». Случилось это накануне праздника Святой Троицы в доме настоятеля Троицкого храма протоиерея Григория Степанова, в два часа ночи. В ту же ночь в Иоанно-Предтеченском монастыре был арестован викарий Астраханской епархии епископ Леонтий.

Сохранился рассказ очевидца смерти священномученика. Около трех часов ночи к камере, где содержались епископы, подошли комендант Волков и караульный начальник. Комендант вошел в помещение и толкнул ногой спавшего архиепископа Митрофана, сказав: «Вставай!» Свидетель видел, как преосвященный встал и начал надевать рясу, но комендант схватил его за воротник рясы и закричал: «Живее выходи». Вслед за этим комендант ухватил его за руку и потащил к двери, а оказавшись во дворе, быстро зашагал и тянул за собой жертву. Архиепископ Митрофан был босиком; сделав несколько шагов, он споткнулся и упал. Его подняли и довели до закоулка, где происходили расстрелы. Здесь стояли трое с винтовками. Архиепископ Митрофан, увидев их, благословил по-архиерейски двумя руками. После этого солдаты отказались в него стрелять. Волков же, желая остановить благословляющего архиерея, ударил его рукояткой револьвера по правой руке. Затем в ярости схватил его за левую часть бороды и с силой рванул вниз, выстрелив в таком положении архиерею в висок. Стоявший поблизости и наблюдавший за всем Атарбеков тоже вытащил револьвер и выстрелил упавшему владыке в грудь, попав прямо в сердце.

Перед самой кончиной архиепископ Митрофан смог увидеться со своим викарием — епископом Леонтием. Перед смертью владыки примирились. Владыка Леонтий был расстрелян вслед за архиепископом Митрофаном.

Это случилось 23 июня, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Владимирская» — покровительницы и хранительницы града Астрахани. Под большим секретом и за огромные деньги верующие сумели получить тела убитых архиереев и совершить погребение. На месте захоронения был поставлен кирпичный памятник, который в 1930 году был разрушен. В Астраханской епархии существовало почитание погибших. После войны прошел слух о перезахоронении архиепископа Митрофана и епископа Леонтия на городское кладбище, где верующие поставили деревянный крест. Местные власти регулярно его уничтожали, но он вновь появлялся на этом месте. Только с крушением советской власти появилась, наконец, возможность открытого почитания новомучеников. В 1991 году, на старом городском кладбище, на месте братской могилы, появился большой памятный крест с именами расстрелянных архиепископа Митрофана, епископа Леонтия и других, захороненных здесь.

В декабре 2001 года Архиепископ Астраханский и Царевский Митрофан (Краснопольский) был причислен к лику святых и включен в Собор новомучеников и исповедников русских ХХ века. 14 апреля 2002 года в Покровском кафедральном соборе Астрахани по благословению архиепископа Астраханского и Енотаевского Ионы состоялось торжественное прославление нового угодника Божия.

Просмотры (569)

Комментирование запрещено